1. Вправе ли генеральный директор общества без решения совета директоров общества или общего собрания акционеров общества заключить сделку по продаже всех принадлежащих этому обществу акций других акционерных обществ?
Вправе ли генеральный директор общества без решения совета директоров общества или общего собрания акционеров общества заключить сделку по продаже части принадлежащих этому обществу акций других обществ, при условии, что другая часть акций останется в собственности общества?
В настоящее время компетенция органов акционерного общества регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 4 ноября 2019 г., с изм. от 07.04.2020 г.).
По общему правилу, исполнительный орган общества вправе заключить сделку, которая не относится к крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, без решения (согласия) совета директоров и (или) общего собрания акционеров общества. Исключение составляют случаи, когда уставом акционерного общества предусмотрено, что решение вопросов об участии акционерного общества в других организациях отнесено к компетенции совета директоров общества.
При наличии соответствующих положений в уставе общества, вопросы приобретения акций других юридических лиц решаются не исполнительным органом, а советом директоров общества.
Данное толкование соотношений правомочий органов акционерного общества основано на принципе остаточной компетенции исполнительного органа акционерного общества.
Исполнительный орган общества не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции высших органов управления общества.
Так, согласно п. 2 ст. 65 закона «Об акционерных обществах» вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Норма, установленная п. 2 ст. 48 закона «Об акционерных обществах», также гласит, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества, если иное не предусмотрено законом «Об акционерных обществах».
В то же время, совет директоров вправе решать "иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом общества" (подп. 18 п. 1 ст. 65 закона «Об акционерных обществах»).
Следовательно, в соответствии с положениями устава общества, вопросы о приобретении акций других акционерных обществ могут быть отнесены к компетенции совета директоров.
Представляется, что в тех случаях, когда устав общества относит к компетенции совета директоров участие общества в других организациях, решение о реализации акций, составляющих собственность акционерного общества и размещенных другими обществами-эмитентами, должен принимать совет директоров, а не исполнительный орган общества.
Включение в устав акционерного общества положения об отнесении к компетенции совета директоров решения вопросов приобретения акций (долей уставного капитала ООО) следует толковать таким образом, что и вопросы реализации акций (долей уставного капитала ООО) вправе решать только совет директоров.
Существует иная спорная точка зрения, в соответствии с которой необходимость согласия совета директоров не распространяется на случаи выхода АО из других организаций или прекращения участия путем продажи вклада в уставном капитале.
2. В каких случаях привлекается государственный финансовый контрольный орган, т.е. в чем состоит предмет его деятельности после такого привлечения в рамках правила, установленного п. 3 ст. 77 Федерального закона?
Необходимо ли привлечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в случае, если решение о совершении обществом сделки должно быть принято (одобрено) советом директоров общества, не в силу того, что сделка является крупной, а по другим установленным в законе или уставе общества основаниям (например, в случае, приведенном в вопросе 1)?
Необходимо ли привлечение указанного выше органа при совершении обществом сделки, не требующей решения (одобрения) совета директоров общества или общего собрания акционеров, но для целей определения цены которой обществом был привлечен независимый оценщик?
Согласно п. 3 ст. 77 закона об акционерных обществах, если владельцем от 2% до 50 % голосующих акций общества является государство (муниципальное образование), обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа.
Задача контрольного органа заключается в проверке правильности оценки имущества общества, в управлении которого принимает участие государство или муниципальное образование. В ряде случаев, представляет интерес реальная рыночная стоимость пакета акций, находящегося в государственной либо муниципальной собственности.
Вместе с тем, анализ ст. 77 Закона приводится в Обзоре практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок, и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, утвержденном Высшим Арбитражным Судом (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62). Согласно ч. 6 и 7 п. 8 данного Обзора положения ст. 77 Закона об акционерных обществах не должны применяться во всех случаях определения рыночной стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого обществом. Данная норма (ст. 77 Закона) применяется в сочетании с другими нормами закона «Об акционерных обществах».
Такая постановка вопроса заслуживает внимания в том случае, когда речь идет о крупной сделке, которая может поставить под сомнение незыблемость доли государственной или муниципальной собственности.
Требуется ли приглашение государственного финансового контрольного органа для оценки имущества при заключении сделок, которые не относятся к крупным, в п. 3 ст. 77 закона «Об акционерных обществах» не обозначено.
Определение рыночной стоимости имущества акционерного общества, либо уставного капитала, в том числе выкупленных обществом у акционеров акций, в предусмотренных случаях, осуществляется по правилам ст. 77 Закона, если это требование установлено законом «Об акционерных обществах».
Так, согласно подпункту 2 п. 3 ст. 34 Закона при оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров общества в соответствии со ст. 77 Закона об акционерных обществах. Норма ч. 2 п. 1 ст. 36 устанавливает, что оплата дополнительных акций общества, размещенных посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров в соответствии со ст. 77 Закона, но не ниже их номинальной стоимости.
Оплата эмиссионных ценных бумаг общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров в соответствии со ст. 77 Закона, согласно п. 1 ст. 38 закона «Об акционерных обществах».
Отсылка к нормам ст. 77 Закона также имеется: в п. 4 и 6 ст. 72 (при оплате стоимости приобретаемых акций); в п. 2 ст. 78 (оценка обществом имущества, являющегося предметом крупной сделки); в п. 2 и 3 ст. 83 Закона (порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность).
Представляется, что в указанных случаях, следует привлекать контрольный орган в целях подтверждения рыночной стоимости имущества, составляющего долю государства или муниципалитета.
Во всех остальных случаях, когда Закон об акционерных обществах не требует определения рыночной стоимости имущества по правилам ст. 77 Закона, не возникает необходимости привлечения контрольного органа.
Таким образом, контрольный орган привлекается для определения рыночной стоимости имущества общества, рыночной стоимости акций, составляющих долю уставного капитала, находящихся в собственности государства либо муниципального образования, в других случаях исключительно в соответствии с требованиями закона «Об акционерных обществах». В иных случаях, например, когда соответствующее положение установлено уставом общества, привлечение контрольного органа неправомерно.
Согласно п. 2 ст. 77 Закона об акционерных обществах для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.
Анализ норм ст. 77 Закона об акционерных обществах позволяет сделать вывод о том, что привлечение независимого оценщика не исключает в соответствующих случаях необходимость привлечения государственного финансового контрольного органа. Так, как только контрольный орган призван подтвердить долю государственного (муниципального) имущества после изменения активов акционерного общества.
3. Устав общества относит к компетенции совета директоров оценку имущества, которое является объектом обычной сделки. Соответствует ли данное положение действующей редакции закона «Об акционерных обществах»?
В соответствии с распределением компетенции исполнительного органа общества и совета директоров по закону «Об акционерных обществах» (в ред. от 4 ноября 2019 г., с изм. от 07.04.2020 г.) вопрос об оценке имущества, являющегося объектом обычной, а не крупной сделки, отнесен к компетенции исполнительного органа.
Однако, в том случае, когда уставом общества этот вопрос отнесен к компетенции совета директоров, исполнительный орган не вправе решать вопрос об оценке предмета сделки. Независимо от суммы сделки (крупная или обычная сделка), согласно положениям устава, оценку имущества осуществляет совет директоров. Поскольку, как отмечалось в ответе на вопрос 2, совет директоров вправе, согласно уставу общества и п. 1 и 18 ст. 65 закона «Об акционерных обществах», решать любые вопросы, за исключением тех, которые указанным законом отнесены к компетенции общего собрания акционеров.